Передача термический энергии от котла к радиатору происходит при помощи теплоносителя. В этой статье разглядим, каким должен быть теплоноситель для системы отопления личного дома, что же все-таки это такое, какими качествами обладает, также какие особенности есть у воды, тосола, антифриза и незамерзающего пропиленгликоля, применяемых в его роли. Как верно избрать, Обзор наилучших незамерзающих жидкостей, представленных сейчас на рынке + особенности заливки антифриза в отопительную систему.
Теплоноситель — это особое жидкое вещество, способное отлично передавать термическую энергию с контура отопительного котла на радиаторы в помещении. В облегченном виде принцип его работы заключается в последующем:
При всем этом далековато не неважно какая жидкость может употребляться в качестве теплоносителя.
Теплоноситель для открытой системы отопленияДля удачного и неопасного внедрения, жидкое вещество должно соответствовать последующему ряду требований:
С учетом этих требований более подходящей жидкостью для систем отопления является вода. Она неопасна, безвредена, обладает высочайшей теплоемкостью, а срок службы неограничен. Но в тех системах отопления, где высока возможность простоя зимой, вода может сослужить нехорошую службу. Если она промерзнет, лопнут трубы либо радиаторы. Вот поэтому в таких системах употребляется антифриз. При минусовых температурах они теряют текучесть, но оборудование не ломается. Подобрать теплоноситель для системы отопления нетрудно: если система повсевременно находится под присмотром и в рабочем состоянии, можно использовать воду. Если дом временного проживания (дача) либо он может быть оставлен без присмотра на долгое время (командировки, зимние каникулы), если в регионе могут быть нередкие, длительные отключения электроэнергии, лучше залить систему антифриз.
Исходя из убеждений эффективности переноса тепла вода — безупречный теплоноситель. Она имеет очень высшую теплоемкость и текучесть, что позволяет доставлять тепло к радиаторам в требуемом объеме. Какую воду заливать? Если система закрытого типа, заливать можно воду прямо из крана.
Да, водопроводная вода неидеальна по составу, в ней содержатся соли, некое количество механических примесей. И да, они осядут на элементах системы отопления. Но это произойдет один раз: в закрытой системе теплоноситель циркулирует годами, подпитка маленьким количеством требуется очень изредка. Поэтому никакого осязаемого вреда некое количество осадка не принесет.
Вода как теплоноситель для систем отопления практически безупречнаЕсли отопление открытого типа требования к качеству воды, как к теплоносителю, намного выше. Здесь происходит постепенное испарение воды, которое временами восполняется — воду доливают. Таким макаром выходит, что концентрация солей в воды всегда возрастает. А это значит, что и осадок на элементах тоже скапливается. Вот поэтому в системы отопления открытого типа (с открытым расширительным бачком на чердаке) заливается очищенная либо дистиллированная вода.
В этом случае лучше использовать дистиллят, но достать его в требуемом объеме бывает проблематично, ну и недешево. Тогда можно заливать очищенную воду, которая пропущена через фильтры. Более критично наличие огромного количества железа и солей жесткости. Механические примеси тоже ни к чему, но с ними биться проще всего — несколько сетчатых фильтров с ячейкой различных размеров посодействуют отловить огромную их часть.
Чтоб не брать очищенную воду либо дистиллят, ее можно приготовить без помощи других. Во-1-х, налить и отстоять, чтоб осела большая часть железа. Отстоявшуюся воду аккуратненько перелить в огромную емкость и прокипятить (крышкой не закрывать). Этим удаляются соли жесткости (калия и магния). В принципе, уже такая вода хорошо подготовлена и ее можно заливать в систему. А доливать позже уже либо дистиллированной водой либо питьевой чистой. Это уже не так лупит по кармашку, как начальная заливка.
В системы отопления не считая воды заливают особые незамерзающие воды — антифризы. Как правило это водные смеси многоатомных спиртов. Не так издавна на нашем рынке появился антифриз на базе глицерина. Так что сейчас типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.
Антифризы есть на базе 2-ух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. 1-ый более дешев, леденеет при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только лишь выпив, но даже просто замочив руки либо надышавшись парами. 2-ой незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на базе пропилен-гликоля.Он более дорог, но неопасен. Время от времени он даже употребляется как пищевая добавка. Его минус — он теряет текучесть при более больших температурах чем пропилен-гликоль.
Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовитНевзирая на высшую токсичность почаще приобретают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, вероятнее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде к тому же химически активны, могут вспениваться, имеет завышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а завышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть кое-где мельчайшая возможность, этот антифриз протечет. А потому что и его пары ядовиты, ни к чему отличному это не приведет. Потому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.
Таблица с разновидностью теплоносителейОчередной принципиальный недочет — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при достаточно низкой температуре. Уже при +70 °C появляется огромное количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения понижают теплопотерю, что опять ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на жестком горючем такие антифризы не употребляют.
Пропилен-гликоль, напротив, химически практически нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими субстанциями, перегрев наступает при более больших температурах и приводит не к таким последствиям.
Пропилен-гликолевый теплоноситель неопасен, но стоит дороже и леденеет при более больших температурахВ конце прошедшего столетия был разработан антифриз для систем отопления на базе глицерина. Он — это нечто среднее меж этиленовыми и пропиленовыми теплоносителями. Он неопасен для человека, но не прекрасно оказывает влияние на прокладки, также плохо реагирует на перегрев. По стоимости и температурным чертам он приблизительно в том же спектре, что и пропиленовые теплоносители (смотрите таблицу).
При проектировании системы отопления нужно вначале принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, также другими их качествами. Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут появиться последующие препядствия:
Как вы сообразили, наилучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по чертам и в разы дешевле. Если же отоплению угрожает разморозка, приходится заливать антифризы, но не авто, а особые — для отопления. В данном случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — последний случай. Они применимы в системах закрытого типа, в каких установлены особые прокладки и автоматические котлы, которые не допустят перегрева.
Чтоб покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красноватые либо розовые, в пропиленовые — зеленоватый, в глицериновые — голубой. Через некое время цвет может стать нет таким насыщенным либо пропасть совершенно. Это происходит из-за теплового разрушения красителей, но на характеристики самого антифриза не оказывает влияние.
Трудности обычно появляются только с системами закрытого типа, потому что открытые заполняются через расширительный бак. В него просто наливается теплоноситель для системы отопления. Он под действием силы гравитации разливается по системе. Принципиально чтоб при заполнении системы все воздухоотводчики были открыты.
Открытая система отопления заполняется через расширительный бакЕсть несколько методов заправить закрытую систему отопления теплоносителем. Есть метод наполнения без использования техники — самотеком, есть с погружным насосом типа «Малыш» либо особым, при помощи которого делают опрессовку системы.
Этот метод закачать теплоноситель для системы отопления хоть и не просит оборудования, но уходит на него много времени. Приходится длительно выжимать воздух и так же длительно набирать необходимое давление. Его, кстати, накачиваем авто насосом. Так что оборудование все-же будет нужно.
Находим самую высшую точку. Как правило это некий из газоотводчиков (его снимаем). При заполнении открываем кран для спуска теплоносителя (самая низкая точка). Когда через него побежит вода, система заполнена.
При таком методе можно шланг подключить от водопровода, можно приготовленную воду налить в бочку, поднять ее выше точки входа и так залить ее в систему. Также заливается и антифриз, но при работе с этиленгликолем будет нужно респиратор, защитные резиновые перчатки и одежка. При попадании вещества на ткань либо другой материал он тоже становится ядовитым и подлежит уничтожению.
Смотреть за давлением нужно по манометруКогда система заполнена (из крана для слива побежала вода), берем резиновый шланг длиной порядка 1,5 метров, крепим его к входу в систему. Избираем вход так, чтоб виден был манометр. В этой точке устанавливаем оборотный клапан и шаровый кран. К свободному концу шланга крепим просто снимающийся переходник для подключения авто насоса. Сняв переходник, в шланг наливаем теплоноситель (держим поднятым ввысь). Заполнив шланг, с помощью переходника подсоединяем насос, открываем шаровый кран и насосом закачиваем жидкость в систему. Нужно смотреть чтоб не закачивался воздух. Когда практически вся содержащаяся в шланге вода закачана, кран запирается, операция повторяется. На маленьких системах чтоб получить 1,5 Бар, придется повторять ее 5-7 раз, с большенными придется возиться подольше.
Для сотворения рабочего давления теплоноситель для системы отопления можно закачивать маломощным погружным насосом типа Малыш. Его подключаем к самой низкой точке (не точка слива системы). Насос подключаем через шаровый кран и оборотный клапан, на точке слива системы ставим шаровый кран.
Теплоноситель наливаем в емкость, опускаем насос, включаем его. В процессе работы повсевременно добавляем теплоноситель — насос не должен гнать воздух.
В процессе смотрим за манометром. Как его стрелка двинулась с нулевой отметки — система заполнена. Ранее момента ручные воздухоотводчики на радиаторах могут быть открыты — через их будет выходить воздух. Как система заполнилась, их нужно закрыть.
Дальше начинаем подымать давление — продолжаем насосом качать теплоноситель для системы отопления. Когда оно достигнет требуемой отметки, насос останавливаем, шаровый кран закрываем. Открываем все воздухоотводчики (на радиаторах тоже). Воздух выходит, давление падает. Опять включаем насос, докачиваем мало теплоносителя, пока давление не достигнет проектного значения. Опять спускаем воздух. Так повторяем до того времени, пока их воздухоотводчиков не не станет выходить воздух.
Дальше можно запустить циркуляционный насос, опять стравить воздух. Если при всем этом давление осталось в границах нормы, теплоноситель для системы отопления закачан. Можно запускать ее в работу.
Заполняется система так же, как и в описанной чуть повыше случае. При всем этом насос употребляется особый. Он обычно ручной, с емкостью, в которую заливается теплоноситель для системы отопления. Из этой емкости жидкость закачивается через шланг в систему. Взять его можно на прокат в фирмах, которые ведут торговлю трубами для водопровода. В принципе, имеет смысл его приобрести — если использовать будете антифриз, его придется временами поменять, другими словами опять нужно будет заполнять систему.
Это ручной насос для опрессовки, при помощи которого можно закачать теплоноситель для системы отопленияПри заполнении системы рычаг идет более-менее просто, при подъеме давления работать уже тяжелее. Манометр есть как на насосе, так и в системе. Смотреть можно там, где удобнее. Дальше последовательность такая же, как описано выше: накачали до требуемого давления, спустили воздух, опять повторили. Так до того времени, пока воздуха в системе не остается. После — тоже запускаем циркуляционник минут на 5 (либо систему полностью, если насос в котле), стравливаем воздух. Тоже повторяем пару раз.