Паллеты (поддоны) обширно используются в оптовой и розничной торговле, также при транспортировке и хранении грузов. Они обеспечивают сохранность продуктов во время перевозки, по другому при движении по неровным дорогам они могут свалиться, деформироваться и стать неприменимыми. Не обойтись без их и в складских помещениях, на стеллажах, так как они помогают организовать место и перемещать сходу несколько продуктов с места на места.
Поддоны делятся на виды по огромному количеству характеристик. Ниже приведены систематизации по материалу и размерам.
Обыденные поддоны никак не маркированы, на их нет фирменного клейма. Конструкция на сто процентов повторяет европаллет (такое же количество и размещение досок).
Паллета — поддон для перевозки грузов. Т.е. различия меж понятиями паллета и поддон нет. Паллет — транслитерация британского Pallet, которое употребляют в английских странах. Потому и путаемся всегда в написании — паллет либо паллета: слово взятое и точных правил пока не выдумали.
Есть различные поддоны/паллеты под разные грузыМакет поддона либо паллеты был разработан во 2-ой половине прошедшего века. Перевозить стали больше грузов, погрузка и выгрузка которых занимала много времени, потому что они имели различные размеры, трудно было их располагать и хранить. Нужно было ускорить процесс и каким-то образом стандартизировать. Кому-то и пришла в голову идея использовать схожие поддоны, на которые инсталлируются грузы. Это существенно ускорило транспортировку и складирование. Не считая того, меньше стало повреждений груза — поддон жесткий и защищает от ударов.
В общем, равномерно применение паллет либо поддонов в перевозках грузов и хранении стало нормой. Размер паллета стандартизирован, но эталонов есть несколько. Для перевозок по Европе используют европейские паллеты, их именуют еще европаллеты, европоддоны.
Размер паллета может быть самым различным. Стандартизованные необходимы для интернациональных перевозокДля Финляндии есть свои нормы — FIN паллеты либо финпаллеты. Есть также южноамериканский и азиатский эталоны. Снутри нашей страны действуют русские эталоны, но в ходу и европаллеты.
В большинстве случаев паллеты хоть какого типа делают из дерева, при этом древесная порода не неважно какая. Для европаллет используют только сортовую древесную породу 2-3 сорта, влажностью не выше 24%. Приблизительно такие же требования и для финских, американских и азиатских. По российскому эталону используют древесную породу различных видов. От ее свойства зависит сортность поддона. Делают поддоны из сосны, ели, ольхи, березы, осины.
EUR и FIN паллеты далековато не единственныеЕще есть паллеты из пластика и металла. Пластмассовые паллеты/поддоны комфортны тем, что их просто очищать, подвергать санобработке. Они служат подольше древесных, но еще дороже. Железные паллеты делают из стали и алюминия. Они, естественно, в разы прочнее и древесных, и пластмассовых, но стоимость их совершенно большая. Их используют в помещениях с высочайшей температурой, также для перемещения грузов снутри предприятия. Другие поддоны существенно резвее выходят из строя и время от времени прибыльнее вложиться в железные поддоны и эксплуатировать их годами, а не повсевременно закупать/делать новые.
Для перевозки и складирования легких грузов используются картонные паллеты. Есть также маломерные — мини. Их используют или снутри предприятия, или для перевозки компактных изделий.
Вообщем, в Европе в ходу несколько размеров паллет, но в большинстве случаев используются так именуемые «стандартные». Размер европаллета этого типа в миллиметрах — 1200*800*144 мм, вес европоддона до 35 кг. Загрузить можно до 600 кг.
Конструктивно европоддон состоит из верхнего и нижнего настила, состоящего из 5 досок: 2-ух узеньких — шириной 100 мм и 3-х широких — 145 мм, толщина досок — 22 мм. Широкие размещены по бокам и посреди, узенькие меж ними.
Габариты европаллета и его конструкция с указанием размеровДва настила соединяются с помощью отрезков бруса (используют еще МДФ) — шашечек. Их размеры — 100*145*78 мм. Они обеспечивают место для ввода погрузочной платформы вилочного погрузчика.
Шашечки располагают по три в ряду на расстоянии 382,5 мм друг от друга. Три штуки шашечек соединяются досками нижнего настила в один ряд. Для нижнего настила требуется две узеньких доски (1-ый и последний ряд) и одна широкая. Отличие их от материала для верхнего настила — наличие фаски для более легкого ввода погрузочной платформы. По бокам на европаллете фаска должна быть непременно.
Ряды меж собой соединяются промежными планками. Характеристики этих досок — 145*22 мм и длиной 800 мм. Они сформировывают из рядов прямоугольную платформу и служат опорой для укладки верхнего настила.
Габариты европаллета типа «размер» и «стандарт»Этот тип европаллета именуют «стандарт». Еще есть евро размер. Он отличается наименьшими размерами шашечек, соответственно, имеет наименьшую грузоподъемность — до 400 кг.
Маркировка паллет евро эталонаЕще пару слов стоит сказать о маркировке. Для обозначения эталона на угловой шашечке выжигают клеймо: слово EUR заключенное в овал. На других шашках тоже стоит маркировка. Там отображается информация о производителе, серии, номере партии, о прохождении санобработки. Древесная тара без обработки таможню не проходит.
Очередной эталон, который получил обширное распространение: финский паллет. Его размер — 1000*1200*145 мм. Другими словами, паллета Fin «глубже» — больше по ширине. Примерный вес — 15-20 кг.
Так смотрится Fin-поддонВерхний настил состоит из 7 досок. Доски широкие и узенькие, но их ширина 100 и 120 мм соответственно. Толщина такая же — 22 мм. Формируется верхний настил в таком порядке: широкая, две узеньких, широкая, две узеньких, широкая. Шашечки для финского паллета имеют размер 100*100*78 мм. Они также инсталлируются в три ряда и соединяются досками нижнего настила: по бокам узенькие, в центре широкая. Направьте внимание, на углах финпаллета непременно должны быть сняты фаски.
Размеры FIN-паллет: конструкция и чертежФинские паллеты также непременно маркируются. Ставят клеймо FIN, заключенное в прямоугольную рамку. На других ножках также стоит клеймо, в каком указан производитель, дата производства и номер партии. Также ставится клеймо о прохождении бактериальной обработки (колосок).
Новые габариты южноамериканского паллета установлены не так давно — в 2012 году. Размер — 1200*1200*150 мм. Вообщем, в Северной Америке в ходу около 10-ка типов паллет. Есть односторонняя и двухсторонняя разновидности. В однобоком, как и в других, нижний настил всего несколько досок. В обоестороннем нижний и верхний настил схожи. Двухсторонний поддон можно крутить хоть какой стороной. Вес американских паллет не нормируется, но в среднем, пустой однобокий паллет весит 15-25 кг, двухсторонний — до 40 кг. Нагрузить можно до 1200 кг.
Внешний облик южноамериканского паллета отличается от других за счет фигурных вырезов в фронтальной и задней стенеПо южноамериканскому эталону при изготовлении паллет может употребляться последующая древесная порода: сосна, тополь, ольха, осина. При этом, самые тонкие элементы не могут быть меньше 6 мм. Доски сбиваются гвоздями. Отличить южноамериканский паллет можно не только лишь по размеру, да и по виду промежных стоек. Это не «шашечки», а доска с вырезами (23 см) под лапу вилочного погрузчика.
Размеры поддона по южноамериканскому эталонуЕсли гласить о конструкции, то верхний настил поддона южноамериканского эталона состоит из 7 досок, нижний из 3-х (для однонастильного) либо 7 — для двухнастильного. Четкая ширина досок не нормируется, но не может быть меньше 100 мм. Если поглядеть на чертежи, в большинстве случаев по бокам употребляют широкую доску — порядка 140-150 мм шириной. Все другие идут схожие. Подобная картина наблюдается и для нижнего настила: по бокам две широких доски, три узеньких в центральной части.
В текущее время на местности РФ действуют два норматива: ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87. 1-ый определяет только размер древесного поддона. По нормативу 9078-84 есть два версияа размеров тары для складирования и грузоперевозок русского эталона:
Очень допустимое отклонение от обозначенных размеров — 5%. Площадь нижнего настила может быть на 40% меньше площади верхнего. Определяется также сортность и влажность применяемой древесной породы: может применяться 1-ый и 2-ой, также высший сорт. Наибольшая влажность древесной породы — 22%. Других указаний по конструкции и пиломатериалам нет. Так что каждый производитель может действовать здесь как желает, принципиально соблюсти внешний размер паллета.
Чертеж и размер обыденного древесного поддона2-ой эталон — 9557-87 фактически один в один повторяет нормативы европоддонов. Все требования подобны. Отличие исключительно в том, что на их не ставят клеймо, потому что эталон пока не прошел международную сертификацию. Если поддон сделан по второму эталону, от EUR-паллета его отличает только отсутствие клейма и могут быть не изготовлены фаски на углах. Обычно именуют такие изделия многооборотными грузовыми поддонами. Далее проставляют размер. Еще их именуют европоддоны БК (без клейма).
Паллеты хоть какого типа бывают разовыми и многоразовыми. Разовые разбираются после использования. Многоразовые (многооборотные) древесные паллеты делят по сортам зависимо от циклов использования и общего состояния. Есть три сорта древесных паллет:
На внутреннем рынке допускается внедрение тары хоть какого сорта. Для перевозок за границу требуется уточнение, какого сорта тара может пройти контроль. Совершенно точно можно сказать, что сертифицированная, с клеймом и прошедшая санитарную обработку. Другие требования зависимо от страны, но обычно требуют только новые либо в последнем случае высшего сорта.
Сейчас сложилась странноватая ситуация: вероятные нагрузки на паллеты и поддоны не определены. Каждый производитель выставляет свою цифру. С одной стороны, гарантировать какую-то определенную цифру трудно, потому что древесная порода может применяться разная. Также может быть различным груз. Масса может быть рассредоточена по всей площади грузовой площадки, а может быть точечной. При точечной нагрузке, понятное дело, масса должна быть меньше.
Выдержка из ГОСТаЕсли следовать ГОСТам русских времен, критическая нагрузка на поддон — до 1000 кг. При реальных испытаниях установлено, что можно складировать и перевозить до 1500 кг. Но при перевозках не допускается перегруз автотранспорта. Так что больше 700-800 кг все равно не грузят. При установке грузов на паллеты/поддоны должны соблюдаться правила:
Общий порядок упаковки таковой: груз расставляется, скрепляется обвязками, фиксируется к паллете. Потом заматывается полиэтиленовой пленкой либо другим материалом, который препятствует смещению груза. Могут устанавливаться уголки, которые тоже обматываются пленкой. Они служат для дополнительной страховки смещения грузов при транспортировке. Обшитый пакет фиксируется пластмассовыми стяжками к платформе.