Золотое сечение — божественная пропорция: самое таинственное правило дизайна вызывает много споров. Разбираемся, как использовать его, чтоб ваши дизайны выделялись.
Что общего у пирамиды в Гизе и Мона Лизы с логотипом Пепси? И то, и другое сотворено при помощи золотого сечения. В этой статье мы разберем, что же все-таки это такое и как его использовать в разработке дизайна.
Золотое сечение — пропорция, которую увидели еще античные египтяне. Чтоб её получить, необходимо поделить линию на две части так, чтоб длинноватая часть соотносилась с недлинной в таковой же пропорции, как вся линия соотносится с длинноватой. Оказывается, эта пропорция всегда приравнивается 1,618. Это число еще именуют числом «фи».
Сохранившиеся постройки древности тоже подчинены правилу золотого сеченияОднозначно то, что Леонардо да Винчи находил доказательство этому принципу в строении тела человека. И, что самое увлекательное, отыскал. Те лица и тела, которые кажутся нам прекрасными, имеют пропорции, которые как раз и подчиняются закону золотого сечения.
Формальное определение звучит и просто, и трудно. Его связывают с 2-мя различными по размеру отрезками. Звучит этот принцип приблизительно так: если отрезок поделить на две неравные части, то это деление будет пропорциональным, если большая часть отрезка относится к целому так же, как и наименьшая часть к большему. Будет понятнее, если поглядеть на иллюстрацию и формулу.
Принцип и формула золотого сеченияНа рисунке целый отрезок разбит так, что если а поделить на b, получим 1,1618, та же цифра выходит, если целый отрезок поделить на огромную часть — a. Это число и есть воплощением безупречной пропорции. Сейчас, если поглядите на картину с Парфеноном, пропорции этого строения также подчиняются обозначенному соотношению.
Ту же закономерность можно представить в виде процентов. Может, кому-то так проще. Для того, чтоб деление целого было пропорциональным, части должны составлять 62% и 38%. Может быть, так будет проще уяснить.
Последовательность Фибоначчи — не только лишь математическая формулаЭту закономерность развил далее математик Фибоначчи. Он разработал числовую последовательность, элементы которой, начиная с девятого, подчиняются тому же закону. Графическое изображение этой последовательности — спираль. Если приглядеться, и в природе, и в архитектуре, и в теле человека пропорции красы находятся.
Чтоб использовать на практике полученную информацию, нужно каким-то образом научиться разделять место либо строить его согласно этому закону. Для начала давайте научимся строить прямоугольник с безупречными пропорциями. За базу берем квадрат.
Построение прямоугольника с золотым сечениемКвадрат делим напополам, в одном из приобретенных прямоугольников проводим линию, которая соединяет обратные углы. Далее берем циркуль, ставим иголку в центр нижней стороны квадрата, откладываем длину приобретенной диагонали и отмечаем ее на полосы, которая будет продолжением нижней стороны квадрата. Приобретенный прямоугольник имеет соотношение сторон 1,62 (это как раз то соотношение, которое и дает 62% и 38%).
Это очевидно непопросту. Хотя далековато не все подчиняется этой закономерностиЧто еще любопытно, что если вы начнете разделять прямоугольник с соотношением сторон 1,62 на квадрат и прямоугольник, вы получите опять прямоугольник с безупречными пропорциями, но наименьшего размера. Если вы его опять разделите по тому же принципу, будет еще одна пара квадрат+прямоугольник со сторонами, соотношение которых будет соответствовать золотому сечению. И так до того времени, пока вы можете проводить деление. Но что еще увлекательнее, в это деление отлично вписывается ряд Фибоначчи, который имеет вид раскручивающейся спирали. Иллюстрация на рисунке выше.
Это умение понадобится, к примеру, при разработке проекта дома, планировки, при разработке дизайна квартиры, расстановке мебели и т.д. Точно также может пригодиться при планировке участка, клумб, посадке растений и т.д. В общем, применяться может фактически всюду.
Ничего такого особенного, но взор не оторвать. Понимаете почему?Итак, порядок деления отрезка по правилу золотого сечения:
Несколько раз повторив функцию, вы научитесь делать все практически за считанные минутки. Если же вам нужно, к примеру, найти высоту окна, его форму, также можно пользоваться данными пропорциями. По тому же принципу можно определять положение всех строительных частей, их размеры. При планировании уже имеющихся объектов, деление проще проводить с помощью процентного соотношения. Здесь уже или считаете в уме, или используете калькулятор.
Безупречным именуют равнобедренный треугольник, основание которого относится к длине стороны как 1/3. Другими словами, снова-таки соблюдается золотое сечение. Начертить треугольник с безупречным соотношением сторон нетрудно. Удобнее циркулем, но возможно обойтись и линейкой.
Золотой треугольник, правило его построения и применение в разработке интерьера, к примеруПостроение такое. На прямой от точки A три раза откладываем отрезок случайной длины. Эту длину обозначим O. Получаем точку B. Через нее проводим прямую, перпендикулярную отрезку AB. На этой полосы в обе стороны от точки B откладываем величину O. Получаем две точки d и d1. Соединяем их с точкой A. Вот и получили треугольник, стороны которого относятся как 1,62. Проверить это можно, если отложить с помощью циркуля длину основания на боковой стороне (точка C). 2-ая проверка — противолежащий угол составляет 36°.
Построение пентаграммы несколько труднее. Ее вписываем в круг, без циркуля не обойтись.
Вот что любопытно, если верхушки приобретенной пентаграммы использовать для прорисовки звезды, она будет состоять из безупречных треугольников.
Как уже гласили, непонятно кто открыл золотое сечение, но все, что кажется нам прекрасным, имеет конкретно такое соотношение сторон. Примеров в природе сильно много. Если рассматривать известные строения, то и там тоже есть та же закономерность.
Исаакиевский собор — сможете посчитать ради энтузиазмаЕсли вы желаете, чтоб ваш дом снутри и снаружи был симпатичным, запоминался и нравился, при разработке либо выборе проекта можно просчитать хотя бы главные пропорции. Внести корректировки в пропорции, может быть, не всегда просто, нередко связано с дополнительными расходами. Но, если при разработке проекта сходу держать в уме золотое сечение, вопросы сами по для себя отпадают. По сути не так это трудно.
К примеру, вы желаете дом площадью около 100 квадратных метров. Длинноватую сторону можно принять за 12 метров. Тогда маленькая находится как 62% от длинноватой и составит 7,44 метра. Можно изготовить 7 метров либо 7,5, можно прирастить до 8. Четкое, до сантиметра соблюдение размеров совершенно не непременно. Принципиально соотношение. А «на глаз» даже в приближении смотрится гармонически. Площадь застройки в таком случае выходит несколько меньше — 90-96 квадратов. Если вам нужно больше — берите длинноватую сторону равной 13 метрам и опять считайте. Вроде как использовать золотое сечение при разработке плана дома понятно.
Если главные характеристики строения имеют правильную пропорцию, в любом стиле здание смотрится любопытноВысота этажа в таком случае принимается как 32% от длинноватой части. Она составит 12*0,32 = 3,84 метра. В принципе, это соответствует сегодняшним представлениям о комфортабельных габаритах помещения, но при желании можно изготовить высоту меньше. Приблизительно также рассчитываются, подбираются все другие куски дома.
Не следует забывать, что дом должен вписываться также в ландшафт. Если есть какая-то доминанта — высочайший бугор, к примеру, то просчитывать нужно и соотношение с холмиком, и с пропорциями участка. В общем, для сотворения гармонической усадьбы очень многие причины нужно учесть.
Не только лишь прямые полосы можно использоватьПо такому же принципу разрабатывают внутреннюю планировку, стараясь по способности соблюдать требуемое соотношение. Но снова повторим: по способности. Не зацикливайтесь на четком согласовании до сантиметра. Принципиальна общая тенденция.
Что еще дает золотое сечение не считая зрительного удовольствия? Психологи молвят, что в интерьере, сделанном по этому правилу человек ощущает себя более комфортабельно. Это, естественно, лично, но можно испытать. Итак, ах так интерпретируют правило золотого сечения в дизайне интерьеров:
Относительно мебели правило кажется непонятным, но это лишь на 1-ый взор. К примеру, подбираем группу отдыха. Большой предмет в данном случае — диванчик либо софа. Средний — журнальный либо кофейный столик, кресла. Маленькие — девайсы. Итак вот, размеры журнального столика не должны быть больше длинноватой стороны дивана, кресла — не больше его недлинной стороны. Девайсы по размерам не больше размеров столика либо кресел. В эталоне, они соотносятся с ними как 62% и 38%.
Пропорциональность — принципиальная вещьПочему не указывается четкое соотношение? Так как, во-1-х, отыскать такие предметы нереально. Во-2-х, золотое сечение — это не только лишь 62% и 38%. Это к тому же последовательность Фибоначчи, следование которой также делает оформление гармоническим. Есть люди, у каких следование этой последовательности является «встроенной функцией». Им не нужно считать, они выбирают основываясь на чутье и интуиции. Но если проанализировать их выбор, пропорции будут близки к безупречным. Вот так.
При разработке ландшафта на участке, принцип безупречных пропорций используют, называя его правилом треугольника. В композиции должна быть одна доминанта, другие ее составляющие только подчеркивают, оттеняют ее. К примеру, на участке есть огромное дерево и вы желаете его обыграть. Оно и будет центром композиции — доминантой. Нанесите его на план, расчертите клумбу либо рокарий, альпинарий — то, что желаете изготовить.
Правило треугольника в садовом дизайнеОт главного растения либо камня, под прямым углом проведите две полосы. На этих линиях нужно будет посадить более низкие растения. При этом 2-ое по высоте не должно быть выше чем 2/3 от высоты основного объекта. 3-ий объект — не выше чем 1/3. Дополняют композицию еще больше низкими насаждениями. Это кратко о том, как использовать золотое сечение в планировке посадок.
Но это не все. Растения нужно подбирать по цветам — сочетание зелени различных цветов, вкрапления цветов и декоративно-лиственных растений — все подчиняется тому же закону. Доминирующий колер составляет порядка 60%, дополнительные цвета — 30%, акценты — 10 %. Это если гласить о правилах подбора в одной группе. Но также нужно согласовывать и весь план полностью — по размерам, высоте, цветам.